Бизнес Беларуси обеспокоен новой инициативой ЕАЭС

Обеспокоенность бизнес кругов Республики Беларусь вызвала новая инициатива ЕЭК (Евразийской экономической комиссии). Она направлена на ужесточение контроля по перемещению различных грузов по территории ЕАЭС (Евразийского Экономического Союза). Как пишет портал TUT.BY, сообщение об обеспокоенности отражено в сообщении пресс-службы БСНП (Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей имени Кунявского).

Евразийская экономическая комиссия подготовила проект решения. Оно содержит поручение для правительств стран входящих в ЕАЭС по принятию мер предотвращения транспортировки между странами-участницами ЕАЭС следующей продукции:

  • Не соответствующей требованиям союза;
  • Не имеющей надлежащих сопроводительных документов;
  • Товаров, грузов в отношении которых приняты экономические меры как минимум одним из государств ЕАЭС.

 

Согласно новому проекту контроля, обнаруженная продукция, вне зависимости от территории государства-участника ЕАЭС, может изыматься из экономического оборота. Стоит отметить, что отсутствие документации, предусмотренной ЕАЭС, которая обязана подтвердить безопасность продукции и позволить отследить ее перемещение, может и должно служить основанием для уничтожения.

Проектом также предполагается создать дополнительный надзор, однако не применять пункты контроля на границах между странами. Планируется создать группу инспекторов из представителей уполномоченных органов стран-участниц ЕАЭС для выборочного совместного контроля за выполнением решения комиссии. Регламент работы такой группы, а также ее состав ЕЭК намерена утвердить решением, которое будет создано отдельно.

БСПН считает, и это мнение отражено в сообщении пресс-службы, что принятие данного решения, в предложенной текущей редакции, повлечет за собой тотальный контроль за грузоперевозками по территории всего ЕАЭС. Что ознаменуется неизбежным ростом издержек как со стороны бизнеса, так и со стороны государственных контролирующих органов каждой из стран-участниц союза.  В результате это может серьезно сказаться на тарифах тех же рефрижераторных перевозках, объем которых только возрастает.  Сложности могут возникнуть при перевозке сборных грузов внутри союза и при транзитном перемещении по его территории.

Также БСПН считает, что нет унифицированного перечня всех документов, которыми обязан быть снабжен груз. И это смущает и беспокоит. Нет четких и ясных определений специальным экономическим мерам (вероятно считаются РФ на ввоз грузов из ряда стран). Неясен сам процесс, механизм получения всех видов информации о введении таких экономических мер другими странами ЕАЭС. Как будет данная информация доводиться до бизнеса организаций и госорганов.

Введение данного проекта в жизнь негативно скажется на инвестиционном и деловом климате в ЕАЭС. Ведь предоставить право контролирующим органам без решения суда уничтожать конфискованные грузы подрывает принцип защиты собственности, заложенный в конституции.  Также это будет вести к постоянным спорам между госорганами и бизнес кругами.

По мнению БСПН, первоначально стоит создать национальные системы обмена информацией между странами участницами союза, которая обеспечит данными о перемещения грузов, а уже после этого рассмотреть введение дополнительного контроля.

Как пример данной структуры обмена информации приводится введенная в действие в Республике Беларусь система электронных счетов-фактур по НДС. В данных документах содержится практически вся информация о передвижении продукции. Если данную систему доработать и адаптировать, она сможет стать основой для предлагаемой системы контроля за перемещением грузов.

БСПН направил свои замечания в письменном виде в Министерство экономики.