Подсчитали убытки портов Прибалтики после переноса транзита нефтепродуктов
Прибалтийские порты могут лишится белорусских заказов на перевалку нефтепродуктов. Речь идет об объеме порядка 1 миллиона тонн ежемесячно. Такие данные обнародованы на фоне готовности портов России по уменьшению тарифов для нефтеперерабатывающих заводов Республики Беларусь. Однако наша республика обязана придерживаться гарантированных объемов поставок.
По сообщению медиа-ресурса «Евразия.Эксперт» Российская федерация поставляет в РБ до 24 миллионов тонн сырой нефти для последующей переработки на предприятиях Беларуси. Основной транзит нефтепродуктов производится через Прибалтийские порты: Вентспилс, Мууга, Клайпеда. О серьезных убытках последнего уже ранее сообщалось, о чем можно прочитать здесь.
Вопрос о переносе транзита белорусских нефтепродуктов в порты России встал после постановки задачи российским президентом Владимиром Владимировичем Путиным в августе текущего года.
В сентябре, Виктор Олерский (министр транспорта РФ) провел совещание с представителями портов и нефтяных компаний. Им было дано разъяснение – что снижение тарифов на перевалку белорусских нефтепродуктов вполне возможно при условии соблюдения белорусской стороной гарантированных объемов поставок. На текущий момент времени данная тема обсуждается представителями Беларуси и минэнергетики России. Предметом обсуждения является объем экспорта нефтепродуктов производства белорусских НПЗ в размере 1 миллион тонн ежемесячно.
Согласно официальной статистике прибалтийские порты обработали в 2016 году:
- Порт Клайпеда – 40,14 млн тонн;
- Порт Вентспилс – 18,812 млн тонн;
- Порт Мууга – 10, 704 млн тонн.
Для расчета использовались все грузы, включая и нефтепродукты. Совокупный грузооборот прибалтийских портов составляет 69,656 млн тонн.
Если белорусская сторона переведет поставки продуктов НПЗ в российские порты, то прибалтийские порты потеряют порядка 17% грузооборота.
Сергей Каморников, замгендиректора ПО «Беларуснефт» ранее заявлял, что транзит продуктов нефтеперерабатывающей отрасли возможен и через порты РФ. Но при условии их рентабельности.
Мнения финансовых и экономических аналитиков сходятся в том, что Беларусь скорее всего воспользуется скидками российских портов. При этом полностью не откажется от транзита через порты стран Прибалтики. На это влияют личные договорные отношения между президентами РБ и РФ, давление Литвы на ситуацию вокруг БелАЭС, долгосрочные контракты с портами прибалтийских стран.
Беларусь сохранит добрососедские торговые отношения и диверсифицирует риски транзита, осуществляя его через несколько различных портов.